Для многих родителей тема детского сада становится не просто болезненной, а иногда даже просто камнем преткновения. Одни считают, что без детского сада просто не обойтись, другие бояться его, как самое страшное зло.
Для многих родителей свои негативные детские воспоминания вселяют ужас при мысли, что их малыш тоже должен будет пройти через ЭТО…Давайте, поговорим о том, как подготовить себя и ребенка к этому важному этапу на пути взросления. Для этого рассмотрим несколько основных проблем, которые больше всего беспокоят родителей.
Малыш очень привязан к вам и тяжело переживает расставание с мамой даже на короткое время.
Есть несколько схем проявления слишком сильной привязанности или, как ее принято называть у психологов, гиперопеки.
Один из видов - это восторженный и наивный, проявляется в бесконечных похвалах, которыми осыпают малыша, вне зависимости от того, что он сделал. Все, что делает ребенок, великолепно априори! Чем чревато такое поведение мамы? Тем, что при первом столкновении с обществом, при первой неудаче, у ребенка будет нервный срыв, потому как посторонние люди не испытывают к нему таких же чувств, как мама. Это может привести к завышенной самооценке, которая не подтверждена ни собственными достижениями, ни знаниями, ни даже, зачастую, способностями.
Другой вид характерен тем, что взрослый практически живет за ребенка - не вместе с ним, а именно ЗА него. Воля ребенка даже не начав проявляться, уже оказывается подавлена более старшим и “мудрым” родителем. Мама лучше знает, куда и когда идти гулять, что надеть на прогулку, какие игрушки взять на улицу. Это свойственно родителям с авторитарным складом характера, которые лишены возможности проявлять его где-либо еще, кроме воспитания собственного ребенка. Чем грозит такое поведение мамы? Ребенок панически боится остаться без мамы, потому что попросту не знает, что делать. Если теряет маму из вида, то у него сразу начинается паника. Во время прогулки или похода в гости ребенок, крепко вцепившись в мамину руку, боится сделать шаг в сторону. Не удивляйтесь, если ребенок вырастет робким и несамостоятельным, “забитым” и инфантильным.
Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения. Хвалите за достижения, подчеркивая, что он становится совсем взрослым и самостоятельным.
Самостоятельность — одно из главных условий освобождения от чрезмерной привязанности к маме. Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери. В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Каждый раз, акцентируя внимание на положительном опыте и результате, переходите на следующий этап.
Ребенок боится новых помещений и людей
Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза.
Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.
Ребенок сложно контактирует с другими детьми и взрослыми.
Некоторые родители, к сожалению, так отзываются о своих детях: «Да он у нас дикий…» (Цитирую дословно). Как правило такие детки болезненно реагируют на попытки других взрослых заговорить с ними или даже просто на внимание в их адрес. Стараются спрятаться за маму, начинают проситься на руки или убегают. Общение со сверстниками тоже дается очень не просто. Ребенок не может первым подойти к другому ребенку, проявляет тревожность или агрессию, если кто-то заинтересовался его игрушкой, если видит других детей, то старается, чтобы мама была рядом и крепко держится за ее руку.
Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой.
Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса.
Вы сами переживаете, что ваш ребенок будет сложно адаптироваться к детскому саду.
«Как же я оставлю его одного…»«Ему будет без меня плохо…»«А вдруг она начнет плакать…»
Все эти и множество других страхов и опасений не дают покоя родителям. Но, как показывает практика, чрезвычайная зависимость ребенка от мамы является результатом поведения самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.
Помните! Самое главное — ваше эмоциональное состояние!
Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок непременно будет чувствовать то же самое.
Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего взрослеющего ребенка, и вы уверены в необходимости его посещения, то ваш оптимизм, уверенность и решительность обязательно передадутся вашему ребенку.
В садике не достаточно хороший уход, а мой ребенок еще не сможет сам о себе позаботиться.
Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.
Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.
Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом и есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.
Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку.
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.
Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.
Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.
Помните, что именно родители смогут с любовью и заботой помочь своим детям стать самостоятельными и успешными на новом и очень важном для них этапе жизни.