Вашему малышу исполнилось 3 года? Не упустите возможности, которые дает ребенку этот год его жизни!
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Многие родители начинают активную подготовку к обучению только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
Родители должны понимать, что у них есть прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
Что должны знать и уметь дети:
1. Знать цвета: Красный, синий, желтый, зеленый. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
2. Знать формы предметов: Круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Назови, найди.
3. Развитие речи:
- начинает употреблять сложные придаточные предложения
- проговаривает почти все звуки
- появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
4. Деятельность:
- собирают пирамидку с учетом величины
- находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши»)
- с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу, может нарисовать «головонога»
5. С предметами быта:
- самостоятельно одевается
- застегивает пуговицы
- ест самостоятельно.
6. Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры
7. Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы самостоятельно
8. Память: выполняет 4-5 действий по памяти
9. Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив.
Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
- Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
- Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
- С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
- Одевается сам или под присмотром взрослых.
- Строит пирамидку из 3-х кубиков.
***
- Сидя на велосипеде, крутит педали;
- Знает свое имя и фамилию.
- Называет 3 основных цвета из 4-х.
- Прыгает на месте на 2-х ногах.
- Собирает и складывает игрушки в соответствующее место.
- Убирает книги и журналы на полку.
- Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
- Убирает за собой оставшиеся после еды крошки и свое место за столом.
- Выполняет простые гигиенические процедуры: может почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
- Сам раздевается и с некоторой помощью одевается.
- Может перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
***
- Концентрирует внимание, т.е выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
- Находит 3-4 отличия между предметами; удерживает в поле зрения 3-4 предмета; находит 2 предмета похожих друг на друга;
- Запоминает 3-4 картинки, знает наизусть несколько четверостиший, повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
- Может вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
- Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
- Умеет быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
***
- Умеет находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
- Умеет правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- Правильно пользуется предлогами в, на, за, под. Употребляет предложение с однородными членами.
- Изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
- Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
- Называет свое имя и фамилию.
- Называет имена людей его ближайшего окружения.
- Называет и отличает 2-3 дерева.
- По опорным обобщающим словам находит предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
- Различает времена года;
- Называет существенные детали и части предметов.
- Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
- Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
- Начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад)
- Отгадывает загадки
Рекомендации
1. Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
- пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
- повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
- читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
- следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
- отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
2. Ведущим процессом является восприятие.
Для этого необходимо окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.
3. Ведущий вид деятельности – игра.
Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
4. Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
5. Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
6. Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
7. Хвалите ребенка за хорошее поведение.
8. Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему