Вы заметили, что ваш малыш стал капризным, непослушным, упрямым. Что происходит с ним?
Что такое «кризис»? Глядя на своего 3х-летнего малыша, вы все чаще и чаще произносите это слово или слышите его от других. На самом деле не стоит бояться этого слова. Ведь кризис - это новые возможности, которые открываются перед вашим малышом.
Этот непростой период может начаться у ребенка как раньше на полгода, до его 3х-летия, так и позже. Как распознать его?
Что было раньше: В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет.
Что происходит теперь: К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослых, и эти желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу, Я сам, Я хороший, Я боюсь…». Ребенку открывается понимание того, что «Я есть».
***
- Ребенок не хочет делать то, о чем просит его взрослый. Причем, смысл просьбы ему неважен, главное – не выполнять. Ваш ребенок любил гулять, а теперь на предложение отправиться на прогулку, он говорит: «Не хочу!», капризничает и упрямится. Но стоит Вам оставить его в покое, через некоторое время он сам может позвать Вас на прогулку.
- Ребенок становится упрямым, он настаивает на своем, требует, чтобы с его мнением считались взрослые.
- То, что было привычно, интересно, дорого раньше, теперь потеряло свою ценность. Ребенок даже может начать ругаться, дразнить, обзывать родителей и ссориться с ними.
- Ребенок выступает против принятых в семье норм поведения, воспитания, образа жизни, сложившегося до 3 лет. Ваш ребенок отказывается ходить с вами за руку, чистить зубки, одевать тапочки. Он бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
- Ребенок хочет делать все сам, в том числе и те действия, в которых еще мало что умеет. Он хочет сам обуваться и застегивать пуговицы, сам есть ложкой и мыть руки.
- Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Вам кажется, что перед Вами маленький деспот. Ребенок озабочен своей персоной: он озабочен своими желаниями, он требует похвалы, потому что он хороший и его все должны любить, его пугает все неизвестное, он достигает своих целей капризами, гневом, слезами.
***
Многим не понравится такая модель поведения. С точки зрения воспитанного взрослого, это нехорошо. Но, вспомните время, когда Ваш ребенок учился ходить. Он падал, вставал, ушибался и снова шагал, а вы радовались этому, потому что понимали: ваш ребенок растет и развивается. Сейчас с ним происходит то же самое, только на личностном плане.
В свое время нам и в голову не приходило передвигаться вместо ребенка, а теперь мы убираем за ним игрушки, продолжаем одевать, т.е. просто требуем отказаться от своего взросления. А иногда родители предпочитают пойти на поводу у любимого чада, чем слушать его капризы.
Лучше насильно покормить малыша самим, чем потом убирать все вокруг – ведь ребенок пока не знает, что такое аккуратность, а то, что он хочет сам орудовать ложкой – так это пройдет! Вот когда подрастет, тогда сразу и научится и ложкой есть, а не пачкать все вокруг… Почему? Да потому что так удобнее!
***
При проявлении кризисных моментов (а они приносят мало удовольствия, как взрослым, так и самому ребенку), родители чаще всего думают о том, как справиться со своим чадом, а внутренние проблемы самого ребенка остаются как бы в стороне.
***
Родители невольно ставят свои интересы на первый план. Но надо помнить, что в эти периоды наши правильные или неправильные воспитательные воздействия могут иметь далеко идущие последствия.
Советы родителям
- Будьте готовы к кризису. Все психически здоровые дети проходят через этот этап. Ваша задача – уловить начало кризисного периода, не наказывать ребенка, поддержать его и помочь преодолеть кризис с максимальной для ребенка пользой.
- «Выбор без выбора». В этом возрасте ребенку очень важно, чтобы вы считались с его мнением. Поэтому будьте изобретательны и используйте моменты, когда ребенок может проявить себя. Во время одевания предложите ребенку две рубашечки: «Какую ты хочешь одеть: зеленую или в клеточку?» На прогулке спросите, хочет он гулять во дворе или на площадке. Будьте готовы дать ему варианты для выбора.
- Если ребенок хочет одеваться сам, начинайте собираться заранее, чтобы дать ему время на самостоятельные сборы. Если видите, что ему трудно, ненавязчиво помогите. Готовьте малыша к самостоятельным действия в игре: заранее давайте ему в руки шнуровки, застежки, сортировочные стаканчики для развития мелкой моторики – ему будет легче застегивать пуговки и сандалики. Поощряйте физическую активность – ползание и лазание. Развитие гибкости поможет ему справиться с одеждой.
- Научитесь говорить «Нет» и отказывать ребенку. Выработайте разумные ограничения. Не все родители умеют отказать хоть в чем-то своему чаду, но у Вас должны быть выработаны границы, за которые ребенку переходить нельзя. И ребенок должен знать об этих границах.
- Не подавляйте самостоятельность ребенка и давайте ему посильные дела. Радуйтесь его успехам. Дети в этом возрасте очень сильно переживают из-за невнимательности взрослых к их успехам, и начинают добиваться внимания капризами и истериками.
Насколько быстро пройдет этот сложный период, зависит от отношения родителей к происходящему. Для некоторых детей это месяц, для других год. Не ломайте ребенка, чтобы переделать его под себя, искренне любите его и смотрите в его будущее. Помните, что капризы и упрямство вашего ребенка – это непонимание самим ребенком того, что происходит с ним на этом этапе, что с этим делать и как себя вести. Ваша задача – помочь ему преодолеть эти трудности с максимальной для него пользой.